Памятка для родителей по профилактике игровой зависимости
Игровая зависимость – одна из серьезнейших проблем современности. С веком компьютерных технологий, удачно закрепившихся практически в каждой обывательской квартире, все чаще слышны разговоры о так называемой игромании – зависимости человека от компьютерных игр. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией множество вопросов о том, какое влияние они оказывают на человека и, особенно на развитие ребенка, можно ли эту деятельность назвать игрой, в каком отношении она стоит к традиционной сюжетно-ролевой игре. Последнее время исследователи все чаще обращаются к этой сфере в связи с резким скачком в развитии технологий, которые качественно изменили компьютерную игру.
В последние годы стало очевидным существование в России проблемы азартной игры, или гемблинга (от англ. gamble – «играть в азартные игры на деньги»). Компьютерные игры и их распростран?нность и доступность способствуют увеличению количества лиц, имеющих патологическую склонность к азартным играм.
За последние десять лет средства мультимедиа превратились в существенный фактор индивидуального развития и трансформации личности. Среди многих проблем, стоящих перед российским образованием, одно из важных мест занимает проблема возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних в образовательной среде.
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход осуществляется пут?м искусственного изменения своего психического состояния при помощи различных средств: химических (алкоголь, табакокурение, наркотики) и нехимических (компьютерная, интернет, теле и телефонная, игровая) зависимостей. Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется изменениями в поведении реб?нка, который «кричит» о необходимости оказать ему экстренную помощь. Нередко нарушения в поведении реб?нка становятся такими глубокими, что начинают носить криминальный характер. Решая важную задачу по предупреждению возникновения аддикции у несовершеннолетних, психологи, педагоги, социальные педагоги образовательного учреждения тем самым создают условия для сохранения психологической безопасности образовательной среды.
Реб?нок может быть зависим от различных форм поведения, и это находит подтверждение в нашей повседневной жизни. Как правило, классные руководители и педагоги конкретного образовательного учреждения знают тех детей, которые слишком много времени проводят в Интернете, или чрезмерно увлекаются тренировками, или вс? свободное время и не только его тратят на компьютерные игры, или буквально не отходят от телевизора. По мнению медицинских работников, а в частности врачей-наркологов и психиатров, нехимические аддикции встречаются довольно часто и по своим последствиям они так же опасны, как и химические зависимости. Одной из причин формирования нехимических аддикций у несовершеннолетних являются нарушения во внутрисемейных отношениях. Поэтому при подборе средств и методов по предупреждению возникновения аддиктивного поведения необходимо учитывать все факторы, а к процессу профилактических мероприятий активно привлекать родителей реб?нка. Риск формирования аддиктивного поведения у несовершеннолетних происходит при соотношении характерологических особенностей, личностных свойств и социальных факторов.
Имеется ряд причин, по которым реб?нок приходит к аддиктивному поведению:
1. Любопытство.
2. Следование правилам взаимоотношений в группе сверстников (быть как все).
3. Л?гкая форма общения (уход от реального общения к виртуальному). Снижение чувства ответственности.
4. Уход от неприятных эмоций
5. Сопротивление требованиям окружающих (назло учителю, родителям и т.д.).
В результате реб?нок откладывает решение важных для себя проблем на потом, достигая комфортного состояния здесь и сейчас пут?м аддиктивной реализации. Другими словами, меняется личность подростка. Наличие одной аддикции, как правило, вед?т к возникновению другой, либо к психическим отклонениям. Например, Интернет-аддикция у несовершеннолетнего не считается официальным диагнозом, а часто является симптомом других серь?зных проблем в жизни реб?нка (трудности в общении, депрессии и т.д.).
Психолог Эрик Штайн считает, что одна из задач растущей личности – научиться отличать фантазию от реальности, совершаемого в воображении от совершаемого на самом деле. Зависимая аддиктивная личность имеет общие характеные черты в реальной жизни:
· Отсутствие самоконтроля и самостоятельности.
· Признаки навязчивости.
· Неумение сказать «нет».
· Боязнь быть отвергнутым.
· Болезненное восприятие критики.
· Физическое истощение (головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта, снижение уровня зрения, боли в спине и суставах).
· Психическое истощение (дефицит внимания, снижение функции памяти, тревожные и депрессивные расстройства).
· Материальное и духовное обнищание.
Для создания психологической безопасности в образовательной среде такого рода аддикции несут косвенные потери:
· Снижение уровня общей успеваемости.
· Распространение субкультуры аддиктивного поведения в среде несовершеннолетних.
· Искажение социальных и позитивных ценностей среди учащихся.
· Ухудшение обстановки в образовательной и микросоциальной среде.
Для эффективного предупреждения формирования аддиктивного поведения среди несовершеннолетних изменения необходимы не только в поведении и установках отдельных детей, но и в социальных системах, каковыми являются образовательные учреждения. Чем богаче духовный мир подростка, тем меньше вероятность развития любой зависимости.
Игры нужны детям, как воздух, и школьникам тоже. В игре формируется не только активный, жизнеутверждающий, эмоциональный настрой, но и умения принимать решения в непредсказуемых, каждый раз меняющихся ситуациях, где взаимодействуют несколько человек. У реб?нка развивается способность соблюдать и принимать различные «роли», что обеспечивает гибкость в общении, лучше понимать собеседника, его чувства и переживания, развивается умение следовать общепринятым нормам и правилам. В итоге, поведение становится более уверенным, непосредственным и гибким, что позволяет реб?нку избегать ненужных конфликтов и напряжений. Игра с детьми весьма эффективна с 5 до 10 лет. Иначе дело складывается, если родители не только не играют с детьми, но и вообще не допускают в отношении с ними открытости, откровенности, непосредственности – только запреты, строгости и наказания по любому поводу. Реб?нок привыкает делать вс? исподтишка, а то и озлобляется, становиться недружелюбным и агрессивным, восполняет в играх со сверстниками то, что запрещают дома. И «вредность» реб?нка не уменьшается, а увеличивается, перерастая в подростковом возрасте в открытую враждебность к окружающим. Есть у современных детей ещ? один вид проведения досуга – компьютерные игры и интернет-чаты. Реб?нок с удовольствием окунается в виртуальный мир, который гораздо ярче и красочнее реального. Родители нередко разделяют и поощряют новое увлечение своих детей, не замечая, как их дети вс? больше и больше становятся зависимыми от виртуальной реальности, отдавая предпочтение экранным героям, а не настоящему, живому общению с друзьями. Оставаясь один на один с компьютерным героем, реб?нок останавливается на стадии манипуляции с объектами. В дальнейшем принцип манипулятивного общения он использует и в ситуациях реального общения с окружающими. Психологи единодушно считают, что не нужно лишать реб?нка компьютерных игр вообще. Запреты не решат проблемы. Необходимо разумное сочетание: грамотный подбор компьютерных игр, соответствующих возрасту реб?нка и обязательное присутствие в его жизни настоящих, реальных, интересных, подвижных игр со сверстниками. Подвижных игр должно быть больше. Главное не в том, строги родители или снисходительны, а в том, насколько они доброжелательны и терпимы, способны ли вступать с детьми в открытый диалог, принимать критику в свой адрес и делать соответствующие выводы. Это и есть обратная психологическая связь, без которой развитие детей будет обеднено, а то и разрушено. Не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, их умение сопереживать и сочувствовать.
Это автоматически созданная статическая страница сайта.Если вы обладаете необходимыми правами, вы можете редактировать
её содержимое, используя ссылки справа.